Реестр российских коммерческих обозначений на страже товарных знаков во время их регистрации.
Статья опубликована в журнале "Интелектуальная собственность. Промышленная собственность." 1 за 2009 г
Кудаков А.Д. патентный поверенный, к.ю.н., к.ф.-м.н.
«Патентная коллегия Кудаков и Партнеры», Москва
Вопрос о соотношении прав на различные средства индивидуализации до принятия 4 части ГК РФ был предметом обсуждения многочисленных исследований. При этом широко распространение получило мнение, что защита товарного знака более эффективна, чем другие средства индивидуализации по причине того, что перед его регистрацией РОСПАТЕНТОМ проводится экспертиза на тождество и сходство среди товарных знаков, и только после этого знак включается в государственный реестр. Однако в связи с введением в действие четвертой части ГК РФ, это представляется уже не вполне правильным. Действительно в первом абзаце п.6 ст.1252 сформулировано правило, которое теперь должно использоваться при столкновении различных средств индивидуализации:
6. Если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.
Следует обратить внимание, что именно момент возникновения исключительного права имеет решающее значение. Это имеет особое значение, поскольку процесс экспертизы товарного знака, которую завершает регистрация, обычно занимает более года. Кроме того, при экспертизе наличие мешающих регистрации фирменных наименований, и тем более коммерческих обозначений, не проверяется. Но если бы и проверялось это ничего бы не изменило, т.к. даже после вынесения решения о регистрации товарного знака право на него возникает только после оплаты соответствующей пошлины и внесения данных о товарном знаке в госреестр, т.е. проходит еще от 1 до 9 месяцев, в течение которых товарный знак по-прежнему «беззащитен». Если даже в этот период, т.е. уже после проведения экспертизы, у какого либо конкурента возникнет исключительное право на сходное до степени смешения или тождественное фирменное наименование или коммерческое обозначение, регистрация товарного знака может быть оспорена в дальнейшем. Не говоря уже о существующем положении, когда в любое время с момента опубликования на сайте Роспатента сведений о подаче заявки на регистрацию товарного знака и вплоть до его регистрации, третьи лица могут предпринять действия по предотвращению регистрации товарного знака. Так право на фирменное наименование возникает после включения его в государственный реестр юридических лиц, и время этого включения составляет около двух недель. Недостатком такого метода получения исключительного права является то, что это связано с необходимостью в дальнейшем поддерживать деятельность зарегистрированной организации и с немалыми дополнительными расходами. Право же на коммерческое обозначение определяется приобретением им известности на определенной территории, в силу его использования. Т.е. это исключительное право может, при соответствующем желании, возникнуть буквально за 1 день (в любой из дней до внесения сведений о зарегистрированном товарном знаке в государственный реестр), и сделать знак уязвимым для атаки. Конечно, скорее всего, это право будет получено на третье лицо, чтобы не было возможности стать объектом разбирательства со стороны ФАС. Особенно неприятна эта ситуация тем, что опасность является скрытой, т.к. в этом случае, согласно п.8 ст.1483 коммерческое обозначение или фирменное наименование не будет мешать регистрации товарного знака:
8. Не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
Более того, даже если кто-то – правообладатель коммерческого обозначения или фирменного наименования сообщит о наличии таких оснований для оспаривания регистрации товарного знака, Роспатент не будет иметь законных оснований для отказа в регистрации знака.
Тем не менее, из, приведенного выше, текста п.6 ст. 1252 следует, что коммерческое обозначение или фирменное наименование, права на которые получены ранее регистрации товарного знака, позволяют, прекратить регистрацию товарного знака в судебном порядке.
Представляется, что сложившееся положение противоречит как замыслу законодателей, так и общественным интересам. Действительно, если заявитель подал заявку на регистрацию товарного знака, то он вправе надеяться, что приоритет будет принадлежать именно ему, и никто другой не сможет помешать его регистрации, в том числе и путем какие-либо действий направленных на приобретение исключительных прав на любое тождественное или сходное до степени смешения другое средство индивидуализации.
Фактически дискредитируется сама система регистрации товарного знака. Любые лица, в том числе и злоумышленники, узнав о том, что заявителем подана заявка на регистрацию товарного знака, могут предпринять меры по противодействию регистрации товарного знака, оформив исключительное право на сходное до степени смешения коммерческое обозначение или зарегистрировать юридическое лицо с подобным фирменным наименованием.
Для того чтобы ликвидировать это противоречие можно изложить ст. 1252 в следующей редакции:
6. Если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, которое имеет более раннюю дату возникновения исключительного права (для фирменных наименований и коммерческих обозначений) или дату приоритета (для товарных знаков и знаков обслуживания). Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.
Но даже если подобная редакция статьи будет принята, то для периода времени с 01.01.2008 до момента введения ее в действие будет существовать основание для прекращения регистрации товарного знака, заявка на который была подана в этот период.
В этих условиях подателю заявки на регистрацию товарного знака нельзя медлить. С целью избежать таких нежелательных последствий заявителю следует сразу после подачи, а может быть и до нее создать организацию с тождественным фирменным наименованием. Менее затратным, но не менее эффективным способом защиты является получение права на коммерческое обозначение. Однако в связи с тем, что понятие коммерческого обозначения является сравнительно новым, и на практике использовалось крайне редко, вопрос приобретения и закрепления исключительного права вызывает нешуточные споры даже среди специалистов в области охраны интеллектуальной собственности. Многие приходят к мысли о необходимости закрепления прав в некотором Реестре коммерческих обозначений или депонировании в какой-либо форме [1]. Поскольку, однако, законодатели не предусмотрели Реестра коммерческих обозначений, хотя и не запретил его ведение, то по аналогии с РАО (которое ведет реестр авторских произведений, хотя авторские права охраняются без регистрации), нами разработана и реализована концепция общедоступного Реестра российских коммерческих обозначений (сайт www.reestrko.ru). Включение сведений о коммерческом обозначении и предприятии, для индивидуализации которого оно используется, в этот Реестр позволяет:
1. Получить правообладателю документ (договор о включении в Реестр) который подтверждает дату существования коммерческого обозначения.
2. Подтвердить использование коммерческого обозначения, для приведенных в Реестре видов деятельности, поскольку их можно рассматривать как рекламу. Можно также отдельно заключить договор на размещение рекламы, что является одним из видов использования коммерческого обозначения, предусмотренных кодексом.
3. Приобрести коммерческому обозначению требуемую кодексом известность на определенной территории. В данном случае, т.к. сайт с данными Реестра является открытым и общедоступным, то известность приобретается на территории России.
4. Быстро получить Свидетельство о включении в Реестр российских коммерческих обозначений, которое приведено на рисунке, что может избавить от проблем с чиновниками, которым, как известно бумага такого рода просто необходима.
5. Проинформировать участников рынка о наличии исключительных прав на коммерческое обозначение, что, несомненно, уменьшит число нарушений прав на коммерческое обозначение.
6. Существенно упростит жизнь предпринимателям – правообладателям, поскольку процедура внесения в Реестр, практически, носит уведомительный характер.
Включение коммерческого обозначения в Реестр российских коммерческих обозначений, в некоторых случаях, можно рассматривать как некую недорогую и быструю альтернативу регистрации товарного знака, аналогично тому, как в патентном праве наряду с изобретениями существуют полезные модели, регистрация которых происходит гораздо быстрее, хотя и без экспертизы.
Кроме того. Создание Реестра российских коммерческих обозначений отвечает чаяньям патентоведов, которые высказывали заинтересованность в существовании такого Реестра еще в прошлом году на страницах форума юрклуба.
Вообще говоря, существование любой открытой базы данных объектов интеллектуальной собственности, к которым можно отнести и Реестр российских коммерческих обозначений, позволит участникам рынка предотвратить возникновении конфликтов, что способствует развитию экономики в целом.
В заключение необходимо сказать, что коммерческое обозначение может стать действенным средством защиты товарного знака на весь период его регистрации. Для этого одновременно с подачей заявки на регистрацию товарного знака заявителю следует предпринять действия по приобретению исключительных прав и на аналогичное коммерческое обозначение.
[1] В.Ю.Джермакян, В.И.Бирюлин. Коммерческое обозначение, или Кот в мешке. Патенты и лицензии, 2007, №8, с.6-11
Статья опубликована в журнале "Интелектуальная собственность. Промышленная собственность." 1/2009